Распространенность нарушений дыхания во сне у пациентов с фибрилляцией предсердий после перенесенного катетерного лечения

В научно-медицинском издании "Рациональная фармакотерапия в кардиологии"в №1 за 2019 г. опубликована статья, которая может представлять интерес для научного сообщества аритмологов.
Распространенность нарушений дыхания во сне у пациентов с фибрилляцией предсердий после перенесенного катетерного лечения
Авторы: М. В. Агальцов, О. М. Драпкина, К. В. Давтян, Г. Г. Арутюнян
Аннотация публикации представлена ниже.
Цель. Изучить распространенность обструктивного апноэ сна (ОАС) среди пациентов с фибрилляцией предсердий (ФП), перенесших катетерное лечение данной аритмии, а также изучить возможные взаимосвязи этих нарушений дыхания с коморбидными заболеваниями и получаемой терапией в данной когорте.
Материал и методы. Был обследован 231 пациент из случайной выборки (мужчины – 118 [51,1%], средний возраст 57,8±9,3 года) в диапазоне 1-6 мес после катетерной терапии ФП. Все пациенты прошли кардиореспираторное мониторирование сна в течение одной ночи. Критерием тяжести ОАС служил индекс апноэ/гипопноэ (ИАГ) в течение часа (норма <5 эпизодов/ч). Пациенты были разделены на группы: без апноэ и с апноэ разной степени тяжести (легкая степень при ИАГ от 5 до 15 эпизодов/ч, средняя – ИАГ от 16 до 30 эпизодов/ч, тяжелая – ИАГ >30 эпизодов/ч). Исследование проводилось на фоне базовой терапии.
Результаты. По результатам кардиореспираторного мониторирования сна ОАС было зарегистрировано у 127 пациентов (56,7%): легкая степень – у 35,4% (n=45), средняя – у 40,9% (n=52), тяжелая – у 23,7% (n=30). Среди пациентов с ОАС 51,1% составили мужчины. Артериальная гипертензия (АГ) встречалась статистически значимо чаще у пациентов с ОАС с выраженными степенями тяжести по сравнению с пациентами без апноэ (р=0,047). Вес и индекс массы тела пациентов с ОАС были статистически значимо выше, чем у пациентов без апноэ (р=0,001 и р=0,001, соответственно). Размер левого предсердия (ЛП) у пациентов с тяжелыми формами ОАС был статистически значимо больше, чем у пациентов без апноэ (p=0,0005). При применении множественной логистической регрессии ОАС явился самым сильным независимым фактором, связанным с величиной ЛП, среди прочих (отношение шансов 1,6; 95% доверительный интервал 1,2-2,1; р<0,0003).
Заключение. Обструктивное апноэ сна очень широко распространено среди больных с ФП, которые перенесли катетерную процедуру изоляции легочных вен. Нарушения дыхания во сне являются наиболее сильным и независимым фактором риска ФП, ассоциированным с увеличенным ЛП, а среди других факторов риска – с возрастом, наличием АГ и ожирением.
Публикация на сайте издания
Рациональная фармакотерапия в кардиологии: https://www.rpcardio.com/jour/article/view/1855
Полная публикация на портале
Евразийской аритмологической ассоциации: готовится к публикации