Амиодарон-индуцированные тиреопатии
Актуальность проблемы болезней системы кровообращения обусловлена высокой распространенностью данной патологии. Важное место среди болезней системы кровообращения занимают нарушения ритма, в том числе и фибрилляция предсердий.
Фибрилляция предсердий – наиболее часто встречающаяся в клинической практике аритмия, являющаяся причиной около трети госпитализаций по поводу нарушений ритма сердца. Фибрилляция предсердий приводит к повышению уровня смертности, частоты инсультов и других тромбоэмболических осложнений, развитию сердечной недостаточности, снижению качества жизни пациентов, увеличению числа госпитализаций. В последнее время в тактике ведения пациентов с фибрилляцией предсердий широко применяются интервенционные и хи рургические методы лечения, однако медикаментозная терапия остается базовым методом лечения таких пациентов.
Наиболее часто назначаемым препаратом для восстановления и удержания синусового ритма является амиодарон [8, 23, 26, 37, 40]. Амиодарон был синтезирован в начале 60-х гг. в лаборатории Labaz (Бельгия) и с тех пор широко используется в кардиологической практике [9]. Амиодарон создавался как коронарный вазодилататор и первоначально предназначался для лечения стенокардии. В 1962 г. G. Deltour и соавт. описали коронарорасширяющее действие амиодарона и предложили использовать для лечения стенокардии. Вместе с тем оказалось, что антиангинальный эффект препарата обусловлен не столько его коронарорасширяющим действием, сколько неконкурентной блокадой β-адренергических рецепторов сердца. Как антиангинальный препарат амиодарон не получил широкого распространения, поскольку его переносимость при длительном применении хуже, чем у β-адреноблокаторов и антагонистов кальция. В конце 60-х гг. прошлого века R. Charlier и соавт.
В опытах на животных обнаружили антиаритмическое действие амиодарона. В 70-е гг. в многочисленных экспериментальных и клинических исследованиях всесторонне изучены механизмы антиаритмического и антифибрилляторного действия амиодарона, а также эффективность и безопасность препарата при различных формах нарушений ритма сердца [7]. Амиодарон может быть отнесен к III классу антиаритмических препаратов по классификации Vaughan-Williams как средство, увеличивающее потенциал действия кардиомиоцита благодаря блокаде выходящего калиевого тока и, как следствие, удлиняющее интервал QT. Однако, помимо воздействия на калиевый ток, амиодарону присущи свойства всех других классов антиаритмических препаратов, что, вероятно, объясняет его высокую безопасность и эффективность. У амиодарона имеются заметные свойства антиаритмических препаратов I класса. Он блокирует входящий натриевый ток в фазу 0 потенциала действия.
Кроме этого, амиодарон обладает отчетливым ß-блокирующим действием, но в отличие от традиционных ß-адреноблокаторов блокада ß-адренорецепторов у амиодарона неконкурентная, и поэтому он может оказывать дополнительное ингибирующее действие на данную группу рецепторов и использоваться в качестве дополнения при необходимости применения ß-адреноблокаторов.
Помимо вышеуказанных свойств, амиодарон оказывает незначительно выраженное блокирующее действие на медленные кальциевые каналы, обладает α-блокирующим эффектом и антиоксидантным действием [14, 21, 31].
Присоединяйтесь к порталу и получите ответы из материалов и статей экспертов.
Или перейдите в раздел пациентов, чтобы сформулировать проблему через личный кабинет.