Влияние медикаментозной коррекции депрессивного расстройства у пациентов с перенесенным инфарктом миокарда на выраженность ишемии по данным суточного мониторирования ЭКГ
ВВЕДЕНИЕ Одним из основных механизмов, увеличивающих риск смерти у пациентов с перенесенным инфарктом миокарда (ИМ), считается высокая активность симпатической нервной системы и рост уровня катехоламинов. Избыточное адренергическое влияние на сердце – важный фактор аритмогенеза. Аритмичный механизм выступает в качестве связи между психологическими факторами и внезапной сердечной смертью. Согласно литературным данным впервые возникший эпизод депрессии после ИМ ассоциирован с увеличением частоты аритмических событий (ОР 2,55, 95% ДИ 1,22–5,31) [1–4]. Значение психоэмоционального фактора в индукции желудочковых нарушений ритма широко описано в литературе [5]. Психологический дистресс, наличие симптомов тревоги так же, как и депрессивный эпизод, являются предикторами желудочковых нарушений ритма у пациентов с ишемической болезнью сердца (ИБС). У пациентов с эмоциональными расстройствами без ИБС описаны эпизоды нарушений ритма, иногда фатальных. При наличии же ИБС желудочковые нарушения ритма и резидуальная ишемия могут быть признаками заболевания, ишемизированная миокардиальная ткань является субстратом для re-entry циркуляции импульса и возникновения аритмий. Предотвращение или укорочение длительности эпизодов ишемии у таких пациентов является профилактикой нарушений ритма [6]. Возможно, пациенты с депрессивным эпизодом в постинфарктном периоде находятся в группе риска внезапной смерти по сравнению с пациентами без депрессии, поскольку имеют удлинение интервала QT [7]. N. Frasure-Smith выявила, что риск негативных исходов возрастает у пациентов с перенесенным ИМ при росте депрессивной симптоматики. Основное количество негативных исходов было сконцентрировано в группе с количеством желудочковых экстрасистол 10 и более в час (ОШ=29,1, 95% ДИ 6,97–122,07) [8]. Сочетание тревоги с депрессией увеличивает риск возникновения желудочковых нарушений ритма [9]. Помимо наличия аритмий оцениваются показатели длительности ишемии у пациентов с расстройствами настроения. В исследовании PIMI выявлено, что пациенты с эмоциональными расстройствами имеют преимущественно болевые формы ИБС, количество жалоб и болевых эпизодов у них положительно коррелирует с уровнем тревожно-депрессивной симптоматики [10].
Согласно ряду данных использование психотропных препаратов с целью коррекции нарушений ритма является альтернативой применению антиаритмических средств. Не обладая собственно антиаритмической активностью, они корригируют соматические проявления тревоги, депрессии, сокращая количество желудочковых нарушений ритма неишемического генеза [11]. Однако многие антидепрессанты провоцируют нарушения ритма в постинфарктном периоде. Общепринятые к использованию селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС) метаболизируются с использованием системы цитохрома С450, что приводит к клинически значимым взаимодействиям между ними и кардиотропными препаратами, поэтому поиск альтернативных безопасных препаратов для коррекции расстройств настроения, возможно, нарушений ритма актуален. Известны положительные антиаритмические эффекты омега-3 полиненасыщенных жирных кислот (омега-3 ПНЖК). Описаны связи уровня Trp в плазме крови с возникновением желудочковых нарушений ритма у пациентов с хронической сердечной недостаточностью [12, 13].
Присоединяйтесь к порталу и получите ответы из материалов и статей экспертов.
Или перейдите в раздел пациентов, чтобы сформулировать проблему через личный кабинет.