Интервенционное лечение желудочковой аритмии с использованием неинвазивного электрофизиологического картирования у пациента с аритмогенной дисплазией правого желудочка
Пациент Х., 31 года, поступил в отделение хирургического лечения тахиаритмий НЦССХ им. А. Н. Бакулева РАМН с жалобами на постоянные ощущения перебоев в работе сердца, которые сопровождались слабостью и снижением толерантности к физической нагрузке.
Из анамнеза известно, что желудочковая экстрасистолия (ЖЭ) регистрируется с 5-летнего возраста. В детстве пациент не был обследован, не лечился. Первый пароксизм желудочковой тахикардии (ЖТ) возник в 15 лет на фоне физической нагрузки, продолжался несколько минут, купировался самостоятельно. В дальнейшем – повторные пароксизмы ЖТ, часть из которых сопровождалась синкопальными состояниями.
В 1999 г. больной был обследован в НЦССХ им. А. Н. Бакулева РАМН, ему проведены две операции радиочастотной аблации (РЧА) аритмогенных очагов желудочковых тахикардий из выводного отдела правого желудочка (ВОПЖ) и переднеперегородочного отдела верхушки правого желудочка (ПЖ) без существенного эффекта. Ввиду неэффективности проводимой антиаритмической терапии (ААТ) в 2001 г. пациенту был имплантирован кардиовертер-дефибриллятор (ИКД). В качестве профилактической антиаритмической терапии больной принимал кордарон, изоптин, этмозин без эффекта. Подобрана антиаритмическая терапия: атенолол, мекситил, затем – соталекс, мекситил с хорошим клиническим эффектом (количество желудочковых экстрасистол не превышало 5–6 тыс. в сутки, срабатываний ИКД не было). В 2004 г. выполнена плановая замена ИКД.
Ухудшение состояния отмечено в марте 2009 г. после перенесенной вирусной инфекции, когда на фоне плановой ААТ произошло срабатывание ИКД (купирование пароксизма ЖТ антитахикардитической стимуляцией). Пациент был госпитализирован в НЦССХ им. А. Н. Бакулева РАМН, было проведено противовоспалительное лечение преднизолоном и диклофенаком. В течение года больной трижды проходил курс противовоспалительной терапии, отмечал незначительное клиническое улучшение самочувствия, однако при суточном мониторировании ЭКГ было зарегистрировано 22 тыс. желудочковых экстрасистол шести морфологий (основное количество экстрасистол – 20 478 из выводного отдела ПЖ), в том числе пробежки ЖТ из 4–5 комплексов. Принято решение провести электрофизиологическое исследование и радиочастотную аблацию эктопического очага в выводном отделе правого желудочка.
На электрокардиограмме при поступлении регистрируется инверсия T-волны в правых V1–V5 грудных отведениях при отсутствии блокады правой ножки пучка Гиса, а также частая желудочковая экстрасистолия по типу бигеминии из выводного отдела правого желудочка – два малых признака аритмогенной дисплазии ПЖ [5] (рис. 1).
По данным мультиспиральной компьютерной томографии с ангиографией контуры сердца четкие, оно расположено типично, несколько увеличено в размерах (КТИ 54%) за счет правых отделов. Отмечается расширение ПЖ, в том числе ВОПЖ до 38 мм, в кинорежиме выявлены выраженные микроаневризмы по всему ПЖ (большой признак аритмогенной дисплазии ПЖ), миокард по передней стенке ПЖ истончен до 1 мм, отмечается утолщение эпикардиального жира, максимально выраженного по ПЖ в диафрагмальных отделах. Перикард несколько уплотнен, жидкость в его полости не определяется.
Присоединяйтесь к порталу и получите ответы из материалов и статей экспертов.
Или перейдите в раздел пациентов, чтобы сформулировать проблему через личный кабинет.